Проблемы внедрения биотоплива в России

Потенциал производства биотоплива в России

Россия обладает значительным потенциалом для производства биотоплива. Огромные площади пахотных земель и лесных угодий позволяют выращивать большие объемы сырья для изготовления биоэтанола и биодизеля. К такому сырью относятся сахаро- и крахмалосодержащие культуры (свекла, зерновые), а также масленичные культуры (рапс, соя).

Однако этот потенциал используется далеко не полностью. Доля биотоплива в общем потреблении моторных топлив в России оценивается экспертами на уровне 0,1-0,2%, что значительно ниже, чем в ЕС и США.

Основные проблемы развития производства биотоплива в России:

  • Недостаточная экономическая эффективность;
  • Проблемы с сырьевой базой;
  • Неразвитость инфраструктуры;
  • Несовершенство нормативно-правовой базы.

Рассмотрим подробнее каждую из этих проблем.

Недостаточная экономическая эффективность производства биотоплива

Высокая стоимость сырья и оборудования делает российское биотопливо неконкурентоспособным по сравнению с традиционными видами топлива. Так, себестоимость биоэтанола в России составляет примерно 1,5 раза выше, чем бензина. Это связано со значительными затратами на выращивание и переработку сырья для его производства.

Вид биотоплива Себестоимость
Биоэтанол 25-40 руб./л
Биодизель 35-50 руб./л

Для сравнения, цена бензина и дизельного топлива на АЗС в настоящее время составляет около 30-40 руб./л.

Таким образом, без господдержки российское биотопливо пока неспособно конкурировать по цене с нефтепродуктами. Это существенно сдерживает интерес бизнеса к инвестициям в эту сферу.

Проблемы с сырьевой базой

Основная часть производимого в России биоэтанола (около 80%) приходится на зерновое сырье – пшеницу, рожь и кукурузу. Однако увеличение производства биотоплива из зерновых культур может привести к дефициту зерна на продовольственном рынке и росту цен на него.

Кроме того, климатические условия России не всегда благоприятны для выращивания традиционного для производства биоэтанола сырья – сахарной свеклы и кукурузы. В связи с этим остро стоит задача расширения сырьевой базы за счет нетрадиционных для России культур. К таким культурам эксперты относят целлюлозосодержащее сырье (солома зерновых, льна, рапса), а также отходы лесопереработки. Однако их промышленная переработка пока не налажена.

Неразвитость инфраструктуры производства и потребления биотоплива

Даже при наличии достаточных мощностей по производству биоэтанола и биодизеля инфраструктура для его транспортировки, хранения и использования в качестве моторного топлива в России практически отсутствует. В частности, наблюдается явный дефицит пунктов смешения биотоплива с бензином и дизтопливом.

Кроме того, большинство российских автомобилей не адаптированы к использованию топлива с высокой долей биокомпонента. Установка необходимого оборудования потребует значительных капиталовложений как со стороны государства, так и со стороны автовладельцев.

Недостатки нормативно-правовой базы стимулирования производства биотоплива

Несмотря на принятие ряда целевых программ и законодательных актов, действующая в России нормативно-правовая база все еще не обеспечивает в достаточной мере благоприятные условия для развития производства биотоплива.

В частности, механизмы льготного налогообложения и возмещения НДС производителям биотоплива до конца не отработаны. Также отсутствуют долгосрочные гарантии сохранения размеров акцизных преференций для биотоплива и целевые показатели обязательного содержания биокомпонентов в моторных топливах. Все это не способствует росту инвестиционной привлекательности отрасли биоэнергетики.

Кроме того, реализация биотоплива в России до сих пор не включена в систему поддержки возобновляемой энергетики. Между тем такой меры, как возможность продажи «зеленых» сертификатов на биотопливо, зачастую бывает достаточно для обеспечения прибыльности соответствующих проектов.

Перспективные направления стимулирования производства биотоплива в России

Для преодоления существующих барьеров на пути развития российского рынка биотоплива эксперты предлагают сконцентрировать усилия государства на следующих направлениях:

  • Повышение уровня переработки сельскохозяйственного сырья и вовлечение в производство нетрадиционных видов биомассы;
  • Развитие потенциала отечественного машиностроения для выпуска оборудования, необходимого для производства и использования биотоплива;
  • Ужесточение экологических требований к моторным топливам для стимулирования спроса на биокомпоненты;
  • Совершенствование системы налогового стимулирования производителей биотоплива и автовладельцев, использующих биотопливо

Реализация этих мер позволит повысить конкурентоспособность отечественного биотоплива и заложить базу для дальнейшего развития данного направления топливно-энергетического комплекса России.

Suvcar.ru